Казахстанские инвесторы бегут из охваченной транзитным кризисом Латвии
В экономике Латвии наблюдается серьезный спад. Казахстанские инвесторы бегут из охваченной транзитным кризисом Латвии pixabay.com-
Казахстанские инвесторы выставили на продажу зерновой терминал Ventspils Grain Terminal (VGT), который функционирует в порту Вентспилса. Данное решение было принято в разгар тяжелейшего транзитного и экономического кризиса за все годы независимости Латвии. Имущество на территории Вентспилсского порта стремительно превращается в неликвидные активы, от которых нужно поскорее избавляться. И чем быстрее, тем лучше. Материал об этом подготовили аналитики портала Rubaltic.
Специализированный терминал для перевалки зерновых грузов АО Ventspils Grain Terminal был сформирован в 2005 году. Данный проект стал итогом межгосударственных переговоров на уровне глав государств. В нем были заинтересованы лично главы Латвии и Казахстана Вайра Вике-Фрейберга и Нурсултан Назарбаев. Как вспоминает президент совета компании Ventspils Grain Terminal Нурлан Тлеубаев, задействовать азиатских инвесторов в Вентспилс было очень сложной задачей. Ведь они прекрасно помнили аферу с компанией «Ринужи» в Рижском порту в 1999 году, стоившую казахским бизнесменам несколько миллионов долларов.
Но в 2004 году Латвия вошла в Евросоюз. И уже на первом этапе работы руководство VGT столкнулось с серьезными проблемами. Тот же Тлеубаев жаловался лидеру Латвии, что управление Вентспилсского свободного порта без объяснения причин не давало возможности терминалу принимать корабли и искусственно тормозило решение вопросов, связанных с его работой.
Скорее всего, данную историю как-то замяли. Международного скандала не произошло — зерновой терминал в Вентспилсе продолжил функционировать. Его владельцы радовались активному спросу на отгрузку сельскохозяйственной продукции и подчеркивали преимущества глубоководного причала. Но затем что-то пошло не так.
СМИ выявили, что держатель акций VGT — казахстанский AIC-INVEST — выставил их на продажу через электронную торговую площадку Реестра государственного имущества Казахстана. Стартовая цена лота составляет примерно 4 миллиардов тенге (примерно 9,7 миллиона долларов), заявки на повышение цены можно подать до 2 февраля. В электронном виде опубликованы предоставленные AIC-INVEST файлы, в частности проблемный отчет об оценке акций, который составила российская оценочно-консалтинговая компания Kalinin & Partners.
Что вынудило казахстанских спонсоров выставить на продажу актив, который раньше считался перспективным? Ответ очевиден.
Эксперты много раз заявляли, что транзитная отрасль Латвии переживает тяжелейший кризис за все годы независимости. За прошлый год порты прибалтийской республики перевалили 44,928 миллиона тонн грузов — это на 28% меньше, чем в 2019 году. А самым основным «лузером» оказался именно Вентспилс. В здешней морской гавани объемы перевалки уменьшились почти на 37%. По насыпным грузам, куда входит и зерно, падение еще более глобальное — минус 73,3%. Иначе как катастрофой это не назовешь.
Как исправлять ситуацию, власти прибалтийской республики не понимают. Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс просит соотечественников привыкать к «новой нормальности»: к показателям прошлых лет транзитная отрасль Латвии уже никогда не вернется. Таким образом, как должны реагировать на это казахстанские инвесторы Вентспилсского порта? Правильно — бежать с тонущего корабля. Продавать проблемные активы, пока они окончательно не обесценились. Потом будет поздно.
Сетевое издание «Cod26.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+