NI: СССР создал настоящих «убийц авианосцев США»

История авианесущих крейсеров «Кречет» – это также история великой сухопутной державы, прокладывающей путь к тому, чтобы стать морской державой, сообщает NI. NI: СССР создал настоящих  «убийц авианосцев США» NI: СССР создал настоящих «убийц авианосцев США» wikipedia.org-Общественное достояние

Тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 «Кречет» были амбициозной попыткой дать России мощный корабль, способный взять на себя авианосцы Соединенных Штатов, пишет американское издание The National Interest.

В конце Холодной войны Советский Союз произвел ряд уникальных авианосцев. Авианесущие крейсеры проекта 1143 «Кречет» (по классификации НАТО – класс «Киев»), были первым вторжением СССР в мир морской авиации с неподвижным крылом и единственными советскими авианосцами, которые были полностью боеспособными. История авианосцев «Кречет» – это также история великой сухопутной державы, прокладывающей путь к тому, чтобы стать морской державой, и стремящейся создать флот, способный бросить вызов ВМФ США.

СССР создал создал настоящих «убийц авианосцев США», отмечает военный аналитик NI Кайл Мизоками. Авианесущие крейсеры проекта 1143 возникли еще при адмирале Сергее Горшкове. Назначенный Никитой Хрущевым на должность главнокомандующего ВМФ СССР в 1956 году, Горшков прослужил на этой должности замечательные двадцать девять лет. Он наблюдал за внушительным ростом Советского Военно-Морского Флота от стратегически незначительной в первые годы после Второй мировой войны до хорошо сбалансированной силы, которая могла бы проецировать мощь в третий мир. Это был ответ на проблему, которая стала очевидной во время Кубинского ракетного кризиса, когда Советский флот не имел дальнобойных ударных сил, которые он мог бы послать, чтобы устранить морскую блокаду Кубы Соединенными Штатами.

Хотя Сергей Горшков выделял огромную долю бюджета Советского ВМФ на строительство подводных лодок, в частности, подводных лодок с баллистическими ракетами, он хотел создать сбалансированный флот, способный эффективно действовать за океаном. Столкнувшись с неизбежным развертыванием ракет дальнего радиуса действия «Трайдент С3», флоту СССР пришлось бы действовать далеко от Евразийского континента, чтобы противостоять им. Это бы привело к столкновению Советского флота с авианосными оперативными группами ВМС США.

В то же время все больше стран попадало на Советскую орбиту, обеспечивая СССР портовыми сооружениями. Куба в Западном полушарии, Вьетнам в Азии, Ангола в Африке, Сирия, Египет, Йемен и Ливия на Ближнем Востоке, Эфиопия и Сомали на Африканском роге – все эти страны предоставляли якорные стоянки для советских кораблей. Если Советский Союз хотел сохранить и даже расширить сеть зарубежных союзников, ему требовались крупные суда, способные посещать союзные государства и демонстрировать им свою поддержку.
Четыре авианосца проекта 1143 «Кречет» стали частью масштабной работы судостроительного комплекса, направленной на выполнение обоих наборов задач.

NI: СССР создал настоящих  «убийц авианосцев США»

В 1975 году на вооружение был принят головной корабль проекта «Киев», за ним последовали корабли «Минск» (1978), «Новороссийск» (1982) и «Баку» (1987). Все четыре были построены на Николаевском судостроительном заводе в Украине, обеспечивающем строительство больших надводных военных кораблей в СССР. Как и предшествующие им корабли проекта 1123 «Кондор» (по классификации НАТО – класс «Москва»), суда представляли собой смесь типов кораблей. Передняя половина напоминала ракетный крейсер, а остальная часть корабля – авианосец. 

Носовая часть корабля несла значительную огневую мощь в виде восьми противокорабельных ракет П-500 «Базальт» (по кодификации НАТО – SS-N-12 «Песочница»). Каждая П-500, известная также под индексом 4K80, несла 1-тонную фугасную боеголовку или 350-килотонную ядерную боеголовку. Дальность стрельбы П-500 составляла 550 километров, а прицеливание осуществлялось с помощью береговых патрульных самолетов Ту-95 или вертолетов, размещающихся на крейсере. Вариант с ядерной боеголовкой был бы особенно эффективен против американских авианосных боевых групп, поскольку для прорыва обороны и уничтожения авианосца требовалась всего одна ракета.

Крупный корабль, рассчитанный на столкновение с американскими авианосцами, нуждался в мощной противовоздушной обороне, и здесь «Кречеты» были на высоте. Первые три корабля получили пару зенитно-ракетных комплексов «Шторм» (по кодификации НАТО – SA-N-3 «Кубок»), а четвертый корабль, «Баку», получил ЗРК «Кинжал» (по классификации НАТО – SA-N-9 «Латная рукавица»). Корабли также несли сорок ракет морского базирования «Оса-М» (по классификации НАТО – SA-N-4 «Геккон»). Для ближней обороны от приближающихся ракет каждый корабль проекта 1143 оснащался восьмью 30-миллиметровыми радиолокационными пушками АК-630. Также стандартный комплект вооружений включал две 76,2-миллиметровых спаренных корабельных артустановки, две противолодочные реактивные системы залпового огня РБУ-6000 и десять противолодочных торпед.

Однако настоящим новшеством «Кречетов» были авиационные возможности. На кораблях имелась наклоненная под углом шесть градусов полетная палуба, которая начиналась параллельно мостику и тянулась до самой кормы; таким образом, полетная палуба корабля могла составлять две трети общей длины, в то время как половина корабля сохраняла традиционные крейсерские характеристики. Авианосные крейсеры были рассчитаны на размещение до 22 истребителей Як-38 (по кодификации НАТО – «Фальшивомонетчик»), которые могли осуществлять вертикальный взлет и посадку благодаря двум двигателям, обращенным вниз, и двигателю векторной тяги сзади. В море, однако, корабли обычно несли до тринадцати Як-38 и дюжину вертолетов Ка-25 (по кодификации НАТО – «Гормон»), необходимых для наведения ракет и выполнения поисково-спасательных операций. 

NI: СССР создал настоящих  «убийц авианосцев США»

После распада СССР все авианесущие крейсеры проекта 1143 были выведены из эксплуатации, а пятый безымянный корабль так и не был построен. Головной корабль «Киев» был продан Китаю, где его переоборудовали в гостиницу, а «Минск» стал частью тематического парка в Наньтуне. Новороссийск был разобран на металлолом в городе Пхохан, Южная Корея, в 1990-х годах.

Из всех четырех могучих крейсеров остался только один – «Баку». Самый совершенный корабль в лучшем состоянии из всех четырех, «Баку» был сохранен, переименован в «Адмирал Горшков», а затем продан индийскому правительству для переоборудования в полноценный авианосец. Переоборудованный российскими верфями «Севмаш» в 2000-е и 2010-е годы, сегодня он известен как авианосец «Викрамадитья» и является флагманом индийского флота.

Источник

Сетевое издание «Cod26.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+