Известная галактика оказалась «матрешкой»

Ученые находятся на пороге открытия тайн эволюции спиральных галактик.

Известная галактика оказалась «матрешкой»

Известная галактика оказалась «матрешкой»pixabay.com-

Звёздная система NGC 1291, 40 лет назад поразившая астрономов своей внутренней структурой, снова оказалась в центре внимания. Специалисты обнаружили, что центр системы является своего рода матрёшкой: две идентичные структуры вложены одна в другую.

Специалисты уверены, что ранее такого явления не наблюдалось ни в одной известной науке звёздной системе. Данное исследование было опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

NGC 1291 расположена в 33 миллионах световых лет от нас в созвездии Эридана. Это большая, повернутая к земному наблюдателю «лицом», спиральная галактика типа SBa. Наблюдения показали , что молекулярные облака, состоящие из нейтрального водорода, сконцентрированы, в основном, в области кольца, расширяясь далеко за пределы видимого диапазона.

В 1975 году было установлено, что внутри перемычки NGC 1291 есть ещё одна. Там в меньшем масштабе повторяется знакомая астрономам структура «ядро + диск + перемычка». Так впервые была открыта галактика с внутренним баром.

Команда Сейдел обнаружила, что NGC 1291 похожа на матрёшку не только наличием перемычки внутри перемычки. Впервые у внутреннего бара была обнаружена так называемая B/P-структура.

B/P означает box/peanut, то есть «коробка/арахис». Такое необычное название эта структура получила из-за характерной формы. Она симметрична относительно вертикальной и горизонтальной оси, причём вытянута вертикально.

Подобные детали формы галактики наблюдать очень сложно. Во-первых, они заметны только у звёздных систем, видимых с ребра. Во-вторых, B/P-структуры обычно более тусклые, чем соседние части галактики, и теряются на их фоне.